вторник, 24 декабря 2013 г.

Без балаклавы.

 Pussy Riot. Наверно только ленивый их не обсуждал в последние года два. А многие и успели забыть, с чем связанно название этой панк-группы. Но несколько дней назад, после принятия в России проекта амнистии на свободе оказались две осужденные участницы этой группы - Надежда Толоконникова и Мария Алехина.

То, что сперва выглядело как хулиганство в самом известном храме России, стало предметом большой общественной дискуссии и споров. Причем сразу по нескольким направлениям: направлена была эта акция против церкви или против президента РФ, стоит ли за это наказывать или не стоит, и было ли это преступлением за которое стоит давать тюремное заключение. У меня самого было много споров как в реале так и в сети с другими людьми по поводу формы, в которой была проведена акция в Храме Христа спасителя в Москве в начале 2012 года, о целях акции, и главное, было ли это преступлением, за которое 2 девушки понесли неоправданно суровое наказание, или обычной хулиганской выходкой. Сразу скажу, мне эти споры не принесли ни новых друзей, ни благодушного расположения тех людей, с кем я долгое время общался до этого случая. Но так даже лучше. Неоднозначные ситуации вызывают неоднозначное отношение. Ситуация, в которой оказалось общество после панк-молебна Райотов, реакция на эти богохульские (как могло показаться) действия, была в чем-то ожидаемая. Но ни общество, ни церковь, ни тем более власть в России не были готовы к дальнейшему обороту. Вскрылись многие проблемы: и то, как охраняется здание Храма Христа Спасителя (ведь именно сотрудники этого место были потерпевшими), и проблема условий содержания заключенных в исправительных учреждениях (проблема не новая, но к ней благодаря Райотам вновь было привлечено внимание), также была подвергнута сомнению независимая позиция суда (хотя лично я в судебную систему как России так и Беларуси верю). Но самое неприятное, что для меня было во всем этом деле то, как верующие люди предлагали расправиться с участницами этой панк-группы. Люди, которые сами не без греха предлагали чуть ли не разорвать девушек (спалить на огне, побить камнями). Или приводили беспроигрышный довод "а что бы с ними сделали, проведи они свою акцию в мечети/синагоге и т.п.". Порадовало то, что на защиту Райотов стали такие лидеры некоторых российских панк групп,  как Александр Иванов ("Radio Чача", "НАИВ") и Дмитрий Спирин ("Тараканы!"). И даже такие известные люди, как Мадонна, МакКартни, Стинг и другие. 

Что касается Церкви,то я никогда не был её противником. Церковь - дом Б-га. Место, где человек может молиться, где люди ищут духовной поддержки у священнослужителей, других верующих. Там же венчают пары, крестят детей. Это не коммерческая организация. И не место, где следует рисоваться первым лицам страны, если это делается для улучшения общественного мнения о себе. 
Христианство не учит плохому. Оно учит любить и прощать. За преступления надо наказывать в соответствии с тяжестью преступления. Может и вправду своим панк-молебном Надежда и Мария оскорбили чувства верующих. Но это не оправдывает жажды расправы над ними. В некотором смысле дело Pussy Riot было некоторой проверкой всем нам, данной свыше. В том плане, насколько готовы мы отличить черное от белого. Пока наверно не готовы.


Освобождение участниц группы произошло на несколько месяцев раньше срока, благодаря принятому проекту амнистии. Может дальнейшее их содержание под стражей уже не имело смысла. Но так или иначе здорово, что их все же освободили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий